Раньше общество принимало телесериалы как guilty pleasure и конструкция ситкома. Отныне они стали неустранимой частью отдыха, а временами и двигателем социальных перемен. Разбираемся, как телесериалы оказывают влияние на нашу жизнь.
В 1996 году Ведущая Ассамблея НАТО объявила 21 декабря Глобальным днем ТВ. По резолюции НАТО, телевизионные продукты «оказывают воздействие на установление решений, обращают на себя внимание к столкновениям, угрозам миру и безопасности и могут увеличить энтузиазм к иным значительным вопросам, включая экономические и социальные».
Несмотря на то что телесериалы длительное время были «постыдным развлечением», они — наряду с иными телевизионными продуктами — влияли на общество.
Сериалы со времени собственного появления выполняли значительные социальные функции: укрепления и развития общепризнанных мерок и общественно-политической социализации.
Специалист Дж. Карлсон выделял, что множество полицейских телесериалов в сетках телеканалов создает у аудитории прочное представление о том, что мир вокруг них крайне небезопасен — намного опаснее, чем говорит их ежедневный опыт.
Вследствие этого, когда появляется «плохой полицейский», который не соблюдает закон, аудитория получает его как богатыря: так он становится более действенным заступником от опасностей мира. В итоге созерцатель полагает нормой, когда представитель власти может во имя безопасности сообщества не соблюсти закон.
Телесериалы и ретранслируют, и трансформируют социальные нормы — это процесс постоянный. Чтобы быть распространенным, сериал должен базироваться на нормы и ценности, которые делит аудитория, однако синхронно, как сообщал про это знаменитый специалист Джон Кавелти, помогает «аудитории изучать в воображении границу между разрешенным и запрещенным и осмотрительно, надежно подстраховавшись, попробовать прийти за данную границу. Другой бесспорный пример — мелодраматические телесериалы, которые дают возможность заметить, как при сохранении главных признаков жанра поменялись нормы отношений между полами».
С начала 1950-х до конца 1990-х годов формат телесериалов почти не обменивался: в большинстве случаев это были оперные оперы. Пик их популярности пришелся на 1980–90-е годы, когда вышли такие бестселлеры как «Друзья», «Сайнфелд» и «Альф».
Однако невзирая на увеличившийся энтузиазм публики, телесериалы как и прежде оставались телевизионным продуктом с отвесным сюжетом: при подобном теории нарратива в любой серии сообщают отдельную историю, вследствие этого подключить ситком можно было с любой серии.
Ученые выделяют, что в наши дни отношение к производству и смотрению телесериалов решительно поменялось. С чем это соединено?
Еще в 2014 году Netflix начал снимать и демонстрировать весь контент под маркой Originals лишь в формате 4K и Ultra HD, чтобы сберечь будущее фильмов и телесериалов: по словам управления, через 3 года будет трудно отыскать ТВ, который не сохраняет формат Ultra HD. Видео в формате 4K можно смотреть на большинстве стриминговых сервисов — HBO Max, Amazon Прайм, «КиноПоиске», ivi и прочих.
«В традиционных television studies многие выводы о природе и социальном действии телесериалов основывались на расположении «сериалы — ужасное качество иллюстрации; кино — отличное качество картинки». Смотреть сериалы онлайн бесплатно в хорошем качестве можно в любое время на сайте serialsclub.ru.
Сегодня же качество сериальной иллюстрации почти не отличается от мультипликационной, возможности режиссеров, сценаристов и живописцев расширяются, это притягивает в сериальное производство специалистов, расчеты телесериалов развиваются, и, следовательно, зрительный стиль становится все более и более утонченным, а нарративы — высококачественными и заковыристыми. Это направляет на телесериалы внимание серьезных драматургов, известных режиссеров, популярных живописцев — и телесериалы равномерно (в любом случае, часть из них) обретают трагическую глубину и делаются мысленно (и аудиально) изобретательными».
В итоге цифровизации возникла индустрия свободного времени, в которой отдых становится экономическим ресурсом и создает предложение. Телесериалы стали комфортным методом провести время, когда его недостаточно: одна серия, в большинстве случаев, продолжается не продолжительнее дня, а чтобы сходить в кинозал, надо растратить больше времени и денежных средств — при этом не обязательно, что кинофильм придется по душе.
Создатель книги «В следующих сериях» Евгений Филиппов подчеркивает, что в кинозале созерцателям удобнее смотреть «легкое кино» — домашние кинофильмы, комедии, блокбастеры и различные франшизы. Публика не предъявляет к подобным кинофильмам больших условий, поскольку желает отдохнуть от рутины и успокоиться после тяжелого дня. Выбрать драму труднее: если она будет неинтересной, созерцатель утеряет время и деньги, а попутно испортит себе расположение духа.
В итоге драмы почти перешли в телесериалы. По сведениям statista.com, в 2020 году как раз данный жанр пользовался самой большой популярностью у североамериканской публики Netflix: его глядели 34,7% зрителей. Комедии занимали в два раза меньше клиентов — 18,7%.
Поколения, которые повысились перед телеприемником, утомились от тонких героев, прогнозируемых историй и простых шуточек.
Горизонтальные сюжеты с целой историей, разделенной на серии, стали выгонять вертикальные. Вышли трудные и малохарактерные герои: мафиози, который идет к психиатру, в «Клане Сопрано», наставник химии, который делает наркотики, чтобы содержать семью и излечить рак, в телесериале «Во все тяжкие» и мастерский врач, который терпеть не может людей, в «Докторе Хаусе».